Моё знамя сейчас «конгруэнтность» (подлинность, согласованность).
Если кратко и метафорично, то я очарован «быть живым», чувственным и проточным.
В психологии — согласованность информации, одновременно передаваемой человеком вербальным и невербальным способом (или различными невербальными способами), а также непротиворечивость его речи, представлений, убеждений между собой; в более широком смысле — целостность, самосогласованность личности вообще. Применительно к Я-концепции выражает меру соответствия Я-реального Я-идеальному, конструируемому в процессе самооценки.
И я не пытаюсь быть конгруэнтным для внешнего мира, в первую очередь для себя. И если мир достаточно безопасен для меня, или крепок для моих проявлений. Тогда я конгруэнтен и в своих внешних проявлениях.
Не ради идеи, а ради своего психо-физического здоровья. И немного ради счастья.
Тело заметно здоровее и энергичнее при увеличении конгруэнтности. Я забыл о головных болях, несварении, низком давлении и постоянной вялости. До такой степени, что когда недавно, в простуду, у меня заболела на целый день голова, я был слегка в шоке, ибо последний раз помню подобное лет восемь назад.
Конгруэнтность не волшебная пилюля, не спасает от всех болезней. И без осознанности она плохо достижима.
Потому я плачу когда накатывает грусть, смеюсь когда радость, дрожу когда страшно, танцую когда заводная музыка и постоянно кем-то очаровываюсь. А когда мне плохо, я лежу с кислой миной и не прилагаю усилий себя веселить или бодрить. Делаю все, чтобы накативший стресс переработать, и ничего чтобы обманывать себя о своих состояниях.
Отдельным пунктом идет умение проявлять агрессию и возбуждение, этому я учусь. Впрочем моя эмоциональная компетенция и в этих навыках уже достаточна для очень многих сфер жизни.
Для доступа к агрессии и возбуждению пришлось много учиться проживать стыд, отвращение и смущение. Они у меня были практически токсичными.
Мышечные блоки сдерживающие агрессию, возбуждение и отвращение уже неплохо чувствую.
Я уверен, что для качественной работы в психологии и дизайне необходим высокий уровень конгруэнтности. А ещё она защищает от выгорания.
Конгруэнтность это общий термин, и я выделяю внутри её составляющие. Она состоит из эмоциональных компетенций (навыков). Из умения проживать разные эмоциональные состояния (быть в них) и интегрировать их (менять свое поведение). Те самые пресловутые: стыд, вина, страх, возбуждение, радость и всевозможные их сочетания.
Я не говорю, что конгруэнтность высокого уровня нужна всем, и не всем нужна осознанность высокого уровня. Но именно они являются ключом для многих психологических проблем.
Также они дают крепкое основание для выращивания коммуникативных навыков и социализации. Без конгруэнтности и осознанности, коммуникативные навыки и социализация могут увести в депрессию, а не в радость, достоинство и самоактуализацию.
Фото — Kristaps Ungurs